Главная | Регистрация | Вход | RSSВоскресенье, 05.05.2024, 19:39

МОУ Никольская СОШ Лаишевского района

Меню сайта
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
Форма входа

Классному руководителю

Материалы классного руководителя 11 класса

Савельевой С.А.

Программа  «Воспитание у учащихся чувства ответственности   на основе личностно – ориентированного подхода к воспитанию личности и народных традиций».

 

 

«… Ты навсегда в ответе за всех, кого приручил.»

                            Антуан де Сент – Экзюпери. Маленький принц.

"Большинство людей в действительности не хотят свободы, потому что она предполагает ответственность, а ответственность большинство людей страшит".

                   Зигмунд Фрейд

"Границы свободы и ответственности совпадают, как две стороны одного листа бумаги. Только там, где я свободен, где мною свободно приняты решения, свободно совершены действия, я и отвечаю за них и их последствия. И наоборот - я могу быть ответствен только за то, в чем проявилась моя свобода".

               Г. Л. Тульчинский

"Свобода может вылиться в простой произвол, если она не проживается с точки зрения ответственности".

                 Виктор Франкл

                      уяснил,
Что значит быть свободным.
Я разобрался в этом чувстве трудном,
Одном из самых личных чувств на свете.
И знаете, что значит быть свободным?
Ведь это значит быть за все в ответе!"

                Леонид Мартынов

 

Пояснительная записка

Вопросы   развития, воспитания, совершенствования человека волновали общество всегда и во все времена. Особенно сейчас проблема  воспитания у учащихся ответственности становится все более актуальной. Именно учитель, имеющий возможность влияния на воспитание ребенка должен уделить этой проблеме важнейшую роль в своей деятельности.     Задача  воспитания ответственности состоит в том, чтобы социально необходимые требования общества педагоги превратили во внутренние стимулы личности каждого ребенка, такие, как долг, честь, совесть, достоинство.

Основой воспитания ответственности, определяющей нравственное развитие, является формирование гуманистических отношений учащихся, независимо от содержания, методов, форм воспитательной работы. Процесс воспитания, направленный на развитие всех, должен быть построен так, чтобы обеспечить оптимальное развитие каждого, исходя из индивидуальности.

В воспитании любого нравственного качества применяются различные средства воспитания. В общей системе  воспитания у учащихся ответственности важное место занимает группа средств, направленных на формирование нравственных суждений, оценок, понятий, на воспитание нравственных убеждений. К этой группе относятся этические беседы, лекции, диспуты по этическим проблемам. Особенность проведения этических бесед, диспутов о морали заключается в том, что они не в коем случае не должны переходить в назидательность, в беседе должны содержаться как можно больше обсуждений с детьми жизненных ситуаций, имеющих нравственное содержание. Темы бесед зависят от возрастных особенностей детей, уровня нравственной подготовленности, а также учителю необходимо заранее обговаривать с детьми наиболее интересующие их вопросы.

Знание моральных норм есть предпосылка ответственного поведения, но одних знаний не достаточно. Критерием  воспитания ответственности могут быть только реальные поступки детей, их побудительные мотивы. Желание, готовность и способность сознательной ответственности  могут быть воспитаны только в процессе длительной практики самого ребенка, только упражняясь в нравственных поступках.

Говоря о морали, мы подразумеваем поведение людей, совокупность норм, регулирующих отношение к обществу, оцениваемые с позиции добра и зла. Огромную роль в сфере морали играют нравственные чувства. В морали закреплены такие понятия, как "добро", "честь", "совесть", "справедливость". Все эти понятия имеют оценочный характер. Очень важно при воспитании у учащихся этих понятий опираться на духовную базу, накопленную предыдущими поколениями, то есть делать упор на применение в воспитании народных традиций.

Слово учителя - своего рода инструмент воздействия на воспитание личности ребенка. Именно через беседы с педагогом, духовное развитие ребенка, самообразование, радость достижения целей, благородный труд открывают человеку глаза на самого себя. Самопознанию, самоусовершенствованию, умению остаться один на один с собственной душой, посвящена работа педагога, его специальные беседы. Педагоги должны призывать своих воспитанников, быть правдивыми и откровенными с самим собой, ставить такую цель в жизни, для достижения которой надо было решить задачи, которые соответствуют правилам морали, и никогда не противоречат истинным этическим нормам, учить быть ответственным за каждый свой поступок.

          Законодательная база воспитания у учащихся ответственности.

Программа «Воспитание у учащихся ответственности» разработана в соответствии с Конституцией РФ,  Конституцией РТ,  Законами « Об образовании РФ» и « Об образовании РТ»,  Международной конвенцией «О правах ребёнка» 1989 г. и другими законодательными актами и нормативными документами, касающимися сфер образования и воспитания. Все эти юридические документы утверждают гарантии прав ребёнка получать образование и воспитание в соответствии с теми традициями, которые являются для него родными. Великий русский педагог К. Д. Ушинский писал, что, прежде чем перейти к твёрдой пище, ребёнок вскармливается молоком матери, прежде чем учить ребёнка любить другие страны и народы, надо его научить уважать свою страну и свой народ. Воспитание должно быть культуросообразным, только тогда можно сформировать ответственного гражданина, нравственно развитую личность.

Этапы реализации программы.

  • I этап – подготовительный (2003/2006 гг.)

Аналитико-диагностическая деятельность. Поиск и коррекция инновационных технологий, форм, методов и способов воспитания с учетом личностно значимой модели образования. Изучение современных технологий новаторов, обобщение их педагогического опыта. Определение стратегии и тактики деятельности. Начало работы  направления воспитательной системы «Радуга»

  • II этап – практический (2006/2008 гг.)

Апробация и использование в учебно-воспитательном процессе личностно-ориентированных технологий, приемов, методов воспитания школьников, социальной и психолого-педагогической поддержки личности ребенка в процессе развития и раскрытия   индивидуальных особенностей его личности. Завершение работы направления воспитательной системы «Радуга». Осуществление опытно-педагогической деятельности по моделированию и построению воспитательной системы  «Вступая в жизнь».

  • III этап – обобщающий (2008/2010 гг.)

Обработка и интерпретация данных за 7 лет. Соотношение результатов реализации программы с поставленными целью и задачами. Определение перспектив и путей дальнейшего совершенствования и использования воспитательной системы.

 

Цели и задачи программы.

Целью Программы является гармоничное  развитие личности школьника, умеющего нести ответственность за себя и окружающих его людей, и привитие ему основополагающих принципов нравственности на основе народных традиций.
Для достижения указанной цели решаются следующие задачи:

  • Воспитание чувства патриотизма, активной гражданской позиции, сопричастности к героической истории Российского государства, готовности служить Отечеству.
  • Формирование духовно-нравственных ориентиров на основе традиционных общечеловеческих  ценностей.
  • Раскрытие роли народных традиций в формировании личности учащихся.
  • Физическое развитие учащихся, формирование навыков здорового образа жизни, личной гигиены.
  • Консолидация и координация деятельности школы, семьи, общественности в духовно-нравственном воспитании учащихся.
  • Развитие форм ученического самоуправления.

 

Принципы программы.

  1. Принцип природосообразности.
  2. Принцип целостности учебно-воспитательного процесса.
  3. Принцип сотрудничества.
  4. Деятельностный подход.
  5. Личностно-ориентированный подход.
  6. Возрастной подход.

Ожидаемые результаты.

  1. Знание и понимание учащимися истоков отечественной материальной и духовной культуры, осознание  основ народных традиций, способность к творчеству, умение жить по законам гармонии и красоты.
  2. Духовно-нравственный потенциал подрастающего поколения. Высокий уровень самосознания, самодисциплины, способность сделать правильный нравственный выбор. Гуманность, уважение прав, свобод и достоинства других людей. Ответственность за себя, свои поступки по отношению к окружающим людям.
  3. Убежденность учащихся в том, что настоящий гражданин любит свою Родину, гордится ее славной историей, изучает историко-культурное наследие, верен своему гражданскому долгу и готов к защите Отечества.
  4. Ведение здорового образа жизни, физическое развитие и стремление к физическому самосовершенствованию, отсутствие вредных привычек, отношение к духовному и физическому здоровью как к важной личной и общественной ценности, экологической культуре.
  5. Взаимодействие семьи и школы в процессе духовно-нравственного воспитания.
  6. Убежденность учащихся в том, что настоящий гражданин любит и гордится своей Родиной, изучает ее историко-культурное, духовное наследие, верен своему гражданскому долгу и готов к защите Отечества.
  7. Настоящий гражданин любит и бережёт природу, занимает активную позицию в борьбе за сохранение мира на земле. Воспитание экологической культуры.

 

 

Основные направления работы.

 

Блоки

Воспитательные задачи

Я отвечаю за себя

1) Формирование духовно-нравственных ориентиров.
2) Формирование гражданского отношения к себе.
3) Воспитание сознательной дисциплины и культуры поведения, ответственности и исполнительности.
4) Формирование потребности самообразования, самовоспитания своих морально-волевых качеств.

Я отвечаю за Отечество

1) Воспитание понимания Отечества как непреходящей ценности, связи с предыдущими поколениями.
2) Формирование гражданского отношения к Отечеству.
3) Воспитание верности духовным традициям России.
4) Развитие общественной активности, воспитание сознательного отношения к народному достоянию, уважения к национальным традициям.

5) ) Воспитание чувства патриотизма, сопричастности к героической истории Российского государства, формирование у подрастающего поколения верности Родине, готовности служению Отечеству и его вооруженной защите.

Я отвечаю за своё  здоровье

1) Создание условий для сохранения физического, психического, духовного и нравственного здоровья учащихся.
2) Воспитание негативного отношения к вредным привычкам.
3) Пропаганда физической культуры и здорового образа жизни

Я отвечаю за культуру

1) Раскрытие духовных основ отечественной культуры.
2) Воспитание у школьников чувства прекрасного, развитие творческого мышления, художественных способностей, формирование эстетических вкусов, идеалов.
3) Формирование понимания значимости искусства в жизни каждого гражданина.

Я отвечаю за семью

1) Формирование представлений о семейных ценностях.
2) Формирование уважения к членам семьи, воспитание семьянина, любящего своих родителей.
3) Формирование у учащихся понимания сущности основных социальных ролей сына – мужа, дочери - жены.

Я отвечаю за школу

1) Формирование у учащихся осознания принадлежности к школьному коллективу, стремление к сочетанию личных и общественных интересов, к созданию атмосферы подлинного товарищества и дружбы в коллективе.
2) Воспитание сознательного отношения к учебе, развитие познавательной активности, формирование готовности школьников к сознательному выбору профессии.

Я  отвечаю за планету

1) Воспитание понимания взаимосвязей между человеком, обществом, природой.
2) Воспитание гуманистического отношения к людям.
3) Формирование эстетического отношения учащихся к окружающей среде и труду как источнику радости и творчества людей.

 

Диагностика.

Изучение особенностей учащихся, понимание мотивов их поведения дают возможность предвидеть их реакции в различных ситуациях, что, в свою очередь, делает воспитательную работу более рациональной и экономной. (Приложение 5)
Направления диагностики:

1. Изучение индивидуальных особенностей личности учащегося:

  • общие сведения;
  • способности;
  • темперамент;
  • тип личности в общении;
  • самооценка;
  • успешность в деятельности;
  • уровень воспитанности.

2. Изучение межличностных отношений:

  • социометрия;
  • социально-психологический климат в классе;
  • общие сведения;
  • способности;
  • темперамент;
  • тип личности в общении;
  • самооценка;
  • успешность в деятельности;
  • уровень воспитанности.

3. Формы диагностики:

  • анкетирование;
  • тестирование;
  • наблюдение;
  • беседы.

Работа с родителями.

Взаимодействие классного руководителя и родителей заключается в том, что обе стороны должны быть заинтересованы в изучении ребенка, раскрытии и развитии в нем лучших качеств и свойств, необходимых для самоопределения и самореализации. В основе такого взаимодействия лежат принципы взаимного уважения и доверия, взаимной поддержки и помощи, терпения и терпимости по отношению друг к другу. (Приложение 4)

Формы работы с родителями:

  • анкетирование
  • беседа
  • консультации
  • родительские собрания, посещение семьи, проведение совместных часов общения, классных часов, вечеров, экскурсий, походов классного руководителя, родителей и детей.

 

Литература.

  1. Азаров Ю.П. Искусство воспитывать. – М., Просвещение, 1985.
  2. Сухомлинский В.А. Сердце отдаю детям. – Киев, Радянська школа, 1988.
  3. Аракелов Г.Г. Учителям и родителям о психологии подростка. -  М., Высшая школа, 1990.
  4. Нуйкин А. Мужской разговор. – М., Детская литература, 1990.
  5. Хузиахметов А.Н. Воспитание личности школьника. – Казань, 1999.
  6. Гуткина Л.Д. Планирование и организация воспитательной работы в школе. – М, 2001.
  7. Степанов Е.Н., Александрова М.А. Классному руководителю о классном часе. Технология подготовки и проведения личностно – ориентированного классного часа. – М., Сфера, 2004.  
  8. Дереклеева Н. И. Новые родительские собрания 5-9 классы. – М., Вако, 2006.
  9. Дереклеева Н. И. Новые родительские собрания 10-11 классы. – М., Вако, 2006.
  10. Максименко Н. А. Спутник классного руководителя 8-9 классы. – Волгоград, 2006.
  11. Шишковец Т.А.  Осложнённое поведение подростков. – М., 5 за знания, 2006.
  12. Шумилова В.В., Мишарева Т.Н., Сидорук И. С. Спутник классного руководителя 10-11 классы. – Волгоград, 2007.
  13. Дереклеева Н. И., Савченко М.Ю.  Справочник классного руководителя 10 – 11 классы. – М., Вако, 2007.
  14. Дереклеева Н.И. Классные часы по теме «Нравственность» 9-11 классы. – М., 5 за знания, 2007.
  15. Борсякова С.И., Жиренко О. Е. Классный час на основе современных технологий 10 – 11 класс. – М., 5 за знания, 2007.
  16. Грецов А., Бедарева Т. 100 популярных профессий. – Питер, 2008.
  17. Куликова В.Н. Большая книга IQ тестов. – М., Мир книги, 2008.
  18. Жданова А.С., Островская М.Д., Календарь народных примет, обычаев и обрядов. – М., Мир книги, 2008.

 

 

ПАМЯТКА ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ

«Как помочь ребёнку самоутвердиться и достичь успехов во взрослой жизни»

Для того чтобы ребёнок мог самоутвердиться и достичь успехов во взрослой жизни, родители должны:

·       Трезво оценивать его успехи и достижения.

·       Поддерживать инициативу и желание ребёнка в достижении цели.

·       Критиковать конструктивно, предлагая пути решения проблемы.

·       Видеть и положительно оценивать любые успехи ребёнка на пути к цели.

·       Поддерживать его морально и материально (необходимые книги, спортивная форма, музыкальные инструменты, словари и т. д.)

·       Искренне радоваться победам и достижениям.

·       Не ругать, если что-то не получилось.

·       Верить в успех и вселять эту веру в ребёнка.

 

 

 

 

 



Поиск
Календарь
«  Май 2024  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
  12345
6789101112
13141516171819
20212223242526
2728293031
Архив записей
Друзья сайта
  • Официальный блог
  • Сообщество uCoz
  • FAQ по системе
  • Инструкции для uCoz

  • Copyright MyCorp © 2024